Блог / Урок у Дмитрия Быкова. День 4: Анекдоты в стихах

24.08.2016 Комментарии (4)
13612302_1195040370540120_7746660287405682176_n

Павел Мельников пошел учиться на поэта к Дмитрию Быкову и пишет нам потрясающие отчеты о впечатлениях.

 

– Сегодня я решил дать самое сложное задание, экстрасложное и чисто техническое, — начал Дмитрий Львович с верхнего до.

– Интеллектуально вы все уже готовы писать хорошие стихи, потому что понимаете проблему. Вы можете ее сформулировать. Вы не всегда готовы ее решить: не всегда можете написать про Россию, но все про нее уже понимаете. Дальше нам нужны чисто технические приемы, нам нужно научиться выражать свои мысли кратко и бегло, поэтому сегодня я даю нечеловеческой сложности задание: стихами изложить анекдот! – разгонялся Быков.

– Любой? Про русского, француза и англичанина? Тот самый момент, когда забыл все анекдоты…

– недоуменно заохали молодые поэты.

– Я знаю только один, нет, два! удачных изложения анекдотов в стихах, — продолжал маэстро, — один у Пушкина:

От всенощной вечор идя домой,

Антипьевна с Марфушкою бранилась;

Антипьевна отменно горячилась.

«Постой, — кричит, — управлюсь я с тобой;

 

Ты думаешь, что я уж позабыла

Ту ночь, когда, забравшись в уголок,

Ты с крестником Ванюшкою шалила?

Постой, о всем узнает муженек!»

 

— Тебе ль грозить! — Марфушка отвечает:

Ванюша — что? Ведь он еще дитя;

А сват Трофим, который у тебя

И день и ночь? Весь город это знает.

 

Молчи ж, кума; и ты, как я, грешна,
А всякого словами разобидишь;
В чужой <глазу> соломинку ты видишь,
А у себя не видишь и бревна!
– Второе – у Кушнера. Он странный поэт, у него есть чувство юмора, что довольно редкое явление в русской поэзии:

 

Анекдот. Открывается дверь,

Входит смерть, вот такого росточка.

Очень острую держит, поверь,

Косу, вся — не крупней ноготочка

 

Твоего. В капюшончике. Что ж,

Умереть? Я готов: от злодейки

Все равно никуда не уйдешь.

— Извини, я к твоей канарейке.

 

– Давайте попробуем изложить анекдот. Тут две задачи: первая — вспомнить смешной анекдот, с языковой пуантой, с перчинкой, то есть вербальный, и вторая – изложить его в стихах. Кстати, кто-нибудь обратил внимание почему большинство анекдотов о Штирлице — это именно анекдоты вербальные, с каламбуром? Например, ‘гестаповцы ставили машину на попа. Бедняга пастор, подумал Штирлиц’. Или тот, который мне больше всего нравится, – ‘Штирлиц порол чушь. Чушь сладострастно визжала!’ Почему это вербальные анекдоты, хотя книга написана абсолютно серым картонным суконным языком? – вопрошал, не унимаясь, наш лектор, и не дожидаясь нашего ответа, предложил свою версию, очевидно выношенную и сформулированную в результате долгих раздумий над судьбами русской литературы, – Штирлиц – это продолжение Бендера, Штирлиц – это Бендер, которому удалось добраться до Аргентины. Тип героя тот же самый и мы жаждем видеть в нем Бендера.

 

– Итак, перед смертью у самурая, когда он совершает сэппуку, остается не так много времени, и он еще должен написать прощальное стихотворение, поэтому больше 15 минут давать на стих вообще позорно. 15 минут! – отрезал Быков.

 

После короткого затишья мастер сам прервал молчание и прочитал только что написанные свои стихи:

 

Матерился филин в ельнике

А енот, медведь и рысь.

Так сказать – друзья-подельники,

Говорят, не матерись.

 

Тут в лесу мораль усилена

И решил звериный сход

Перья выщипать у филина,

Если что произнесет.

 

Им зверям свобода по хрену

И запуганный изгой

На суку сидит нахохленный:

День молчит, молчит другой.

 

Лес шумит, бушует парусно,

Филин ухнул в тишине,

А потом как крикнет яростно

<На фиг> ваши перья мне!

 

Далее Марата Хазиев повеселил всех не менее известным анекдотом:

 

Взалкал голодный император

Откушать плоти, Солнцеликий.

Спросил в кафе администратор:

«А как же овощи, великий?»

 

– А овощи, мои любезные,

Отнюдь не вегетарианцы.

Им мясо, как и мне полезно.

– За мной мои, преторианцы!

 

Марат победил в конкурсе при поступлении в летнюю мастерскую, сочинив лучший центон (стихотворение, целиком составленное из известных строк других стихотворений), а сам приехал из Татарстана. По первому образованию Марат — методист по физкультуре и спорту, стихи сочиняет с 10 лет. Рассказал, что пишет стихи для того, «чтобы доказать, что поэзия, — кроме того, что «математика» и возможность переплести умные слова и оригинальные мысли, — это ещё и музыкальное дыхание и дыхание музыки».

 

И я тоже решил прочитать стихотворение про Штирлица написанное тут же:

 

Штирлиц открыл на планшете, как водится.

Карты, стакан, самогон, партбилет.

Сильно рвало его прямо на родину,

Как в первый раз, как в четырнадцать лет.

 

— Талантливо! – воскликнул Дмитрий Львович.

 

***

Пишу стихи с 13 лет. Закончил факультет управления Таможенной академии, при этом бОльшую часть жизни занимаюсь коммуникациями. Сейчас работаю консультантом по связям с госорганами.

Для меня стихи это наиболее приближенные к музыке текстовые произведения в силу присутствия в них ритма и внутренней динамики. Именно они передают не только смыслы, но и настроение. Чаще всего стихи рождаются, когда я переживаю эмоциональный подъем, эйфорию – это может быть длящееся состояние, например, когда влюбляешься. На волне эмоций я могу полночи писать или проснуться в 5 утра и написать стихотворение.

Если подложить медаль под листок бумаги и карандашом нетвердою рукою заштриховать ее, тогда на бумаге появляются ее круглые очертания и текст, вот так же и в стихах для меня, сквозь рифмы и ритм проявляются смыслы, ценности, эмоции, облеченные в слова. И это прекрасная возможность поделиться с миром смыслами, ценностями и эмоциями и вступить с ним в диалог.

 

Напишите свою книгу

Запишись на курс «Писать легко»

Победить страх творить

Вы не можете комментировать