Блог / Как придумывать сказки для своих детей?

28.12.2015 1 комментарий
images

Почему сказки так притягательны? В чем их магия? Почему первые истории, придуманные людьми, это именно сказки? Некоторые дошли до нас сквозь тысячелетия, но до сих пор дети и даже взрослые любят их слушать. Что удивительно, многие волшебные истории не потеряли своей актуальности.

Фольклористы, психологи и писатели помогли мне разобраться, как писать сказки в принципе. И лечебные истории – которыми вы можете с успехом лечить детей или внуков. Канун Нового года и каникулы самое подходящее, на мой взгляд, время придумывать для детей и вместе с детьми волшебные истории. Жуткие, но симпатичные.

 

Как писать сказки?

 

Жили-были..

Однажды…

Давным давно…

В тридевятом царстве, в тредевятом государстве…

Мистер и миссис Дурсль проживали в доме номер четыре по Тисовой улице и всегда с гордостью заявляли, что они, слава богу, абсолютно нормальные люди…

В маленькой шведской деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени Нильс…

На окраине одного маленького шведского городка вы увидите очень запущенный сад…

Если ты хочешь отыскать Вишнёвый переулок, просто-напросто спроси у полисмена на перекрёстке…

 

Вы, скорее всего, обращали внимание с каких слов начинаются сказки. Посмотрите сейчас свежим взглядом на первые слова, как будто вы не читали их раньше. Что придет в голову вам в качестве ответа на вопрос «почему многие сказки начинаются похоже и даже одинаково?».

Отличительная черта начала любой сказки — спокойное введение в исходную ситуацию и обстоятельства жизни героев. Первые слова, которые стали традиционными началами сказок, как сигнальные огни. Они предупреждают читателя: «Внимание, начинается выдуманная история. Прочтите ее детям или приготовьтесь читать, отказавшись от традиционной логики».

Ведь в сказках свои законы и правила. Культуролога Михаила Бахтина однажды спросили «будет ли хорошо, если добро в сказках победит?». Упаси бог, ответил ученый, вы перечитайте и увидите, что добро в сказках странное.

Только представьте, что вы прочли в учебнике для первого класса историю о Маше Ивановой, которую мама отправила одну в лес. Хотя прекрасно знала, что в лесу водятся волки. Если бы в рассказе для внеклассного чтения встречалась бабушка, которая не может отличить голос внучки от воя волка, выходит живой из пуза животного и описывается кровавый процесс вспарывания живота, вы бы что сказали? И про рассказ, и про книгу? А в сказке многое можно. Более того, детские сказки просто обязаны быть страшными. Иначе они никому не понравятся. Не говоря уже о том, что столкновение добра и зла – непременное условие развития любого сюжета. Без них даже любовный роман не напишешь, не то что сказочную историю.

 

Магия мышления

Первым серьезно подошел к изучению сказок Зигмунд Фрейд. И нашел объяснение их необычной логике. Сказки обращаются к магическому мышлению, считает автор психоанализа. «Магическое мышление — убеждение о возможности влияния на действительность посредством символических психических или физических действий и/или мыслей. У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет», — пишет Фрейд в «Тотем и табу». На вере во всемогущество базируется наша способность фантазировать и все формы искусства.

Дети, а часто и вполне взрослые люди, пленники магического мышления. Оно же основа, кстати, большинство примет. Если вы верите, что рассыпанная соль или черная кошка, которая перешла дорогу, могут быть причиной ссоры или неприятностей, добро пожаловать в клуб адептов магического мышления. А также потенциально успешных авторов сказок. Запомните, всем сказочникам нужно научиться создавать миры, в которых действует не наша привычная бытовая логика (промочил ноги и замерз, заболеешь), а магического мышления (влез в лужу по щиколотку под недобрым взглядом соседки и замерз, заболеешь). А почему соседка смотрит именно на вас злобно, чем она занимается в полнолуние и почему все время одна – наводящие вопросы, которые могут стать трамплином для отличной сказочной истории.

Теперь вы знаете основу сказкосложения.

 

Жуткое

Пойдем дальше. Помните, сказочный мир не только нелогичный, он должен быть еще и страшным. А лучше – жутким. Вы не умеете придумывать жуткое? Фрейд научит. «Жуткое — это та разновидность пугающего, которое имеет начало в давно известном, в издавна привычном. – Пишет он, — …Поэт способен увеличить и умножить жуткое, далеко выходя за пределы меры, возможной в переживании, допуская совершение таких событий, которые или вообще не наблюдаются в действительности, или наблюдаются очень редко».

Зачем же придумывать страшные сказки? Дело в том, что жуткое, как и испытания, которые нужно преодолеть, запускают в детях механизм мобилизации внимания. Ребенок начинает отождествлять себя с героями, оценивать их решения и чувства, невольно придумывать собственные варианты действий. Сказки уникальная среда – ведь это безопасное пространство. Даже совсем маленький читатель знает, все происходит «понарошку». Между ним и миром волшебства есть дистанция и встреча с жутким на расстоянии превращается в полезную эмоциональную гимнастику.

Но безопасной дистанции мало. Помните об этом, когда будете придумывать свою историю. Ребенку необходим хороший конец, чтобы сказка развивалась по традиционным законам – чтобы добро победило зло. Иначе вера в безопасность и справедливость мира окажется под ударом. Идеально, если в сказке присутствуют персонажи-взрослые или рассказчик, которые знакомы с устройством мира. Такие проводники объяснят страшное и непонятное, помогут маленьким героям навести порядок в сказочном мире. Читатель же, таким образом, приобретает надежду, что и в его реальном противоречивом сегодняшнем мире можно навести порядок.

 

Если вы хотите написать лечебную сказку

Как бы ни были чисты ваши помыслы, будьте вдвойне осторожны. Подумайте, что именно вы хотите внушить ребенку. Помните, история должна быть иносказательной. Если вы хотите поддержать сына, который сломал ногу и мается в постели, расскажите сказку о дереве, которому пришлось укреплять корни. Внучке, которая боится темноту можно рассказать историю про девочку, похожую на нее, которой, к примеру, бабушка подарила настольную лампу. Девочка вначале засыпала при свете лампы, а потом научилась и спать в темноте. Ведь она знала – бабушкин подарок рядом на столике и свет можно включить в любой момент.

Лечебная сказка должна отражать проблему ребенка и предлагать ему иной — новый опыт, другое решение, к которому он еще не прибегал. И если взрослые предложат решение «в лоб» в качестве совета, эффект часто меньше, чем от рассказанной сказки про «мальчика очень похожего на тебя». Напишите свою сказку вот по такому плану:

Жили-были…

И вот однажды…

Из-за этого…

Что делает герой, чтобы решить проблему? (кульминация)

И тогда… (обязательно позитивная развязка)

 

Где еще искать истории?

Если у вас есть дети или даже внуки, вы знаете, что они любят слушать истории о них самих. Особенно о том времени, когда еще не родились. Даже Владимир Набоков в автобиографии «Другие берега» пишет о противоречивых, но притягательных чувствах, с которыми он рассматривал фотографии близких, дома и имения, сделанные за годы и месяцы до его появления.

Каждому ребенку любопытно, какой была жизнь родителей до того, как они превратились в маму и папу. Вот вам источники, из которых вы можете бесконечно черпать темы семейных сказок – ваше и прошлое семьи, истории про самих детей и внуков.

 

С наступающими!-)

Зачем детям сказки?

Чего боятся современные дети?

Какие книги легко продать издателям?

Самое популярное число в сказках

Геннадий Кузнецов Геннадий Кузнецов

Не совсем так. Волшебные сказки (Fairy Tales) описывают процедуру инициации традиционной общества, то есть символическую смерть и возрождение в новом качестве, уже социализированном, уже в качестве полноценного члена общества. Поскольку это самое важное событие в жизни человека традиционного общества, ему и посвящено это описание. Ребенок чувствует грандиозность и неизбежность предстоящих перемен, поэтому такое описание так важно для него.
Продуктивный период сказкосложения давно закончился, поэтому сочинять сказки очень сложно на самом деле. Удачных примеров мало.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>