Блог / Людмила Улицкая: «Жизнь оказывается ярче, интереснее, чем то, что может придумать человек, писатель»

04.04.2016 Комментариев нет
IMG_2809
На прошлой неделе Людмила Евгеньевна Улицкая встречалась с читателями. Мне разрешили записать и опубликовать беседу.  Самое же удалось задать только один вопрос, когда Людмила Евгеньевна подписывала книгу. Я спросила, что она делает, когда не пишется, когда нет идей. «У меня и сейчас не пишется. Да и жизнь сегодня такая, что всегда есть чем заняться и помимо литературы, — ответила Улицкая, — Но у меня много разных долгов. Кому-то что-то пообещала и надо писать. Начинаю и пошло».
— Людмила Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, из чего складывалась книга «Лестница Якова»?
 
— Я в 2011 году открыла письма моего деда, которые лежали запечатанными в папке. После смерти бабушки я открыла. Увидела дату — 1911 год — и закрыла. Закрыла от страха. От страха, что я сейчас прочитаю что-то такое, что мне было бы самой тяжело. Мы только что разговаривали с итальянцем, обсуждали как раз тему памяти. Я сказала, что у русских и у итальянцев в рассмотрении истории последних нескольких десятилетий есть одна общая точка: там Муссолини, а у нас Сталин. Итальянцы, наши деды и отчасти родители, также не любят говорить о своем прошлом, как наши дедушки и бабушки, потому что там было столько тяжелого и столько такого, что хотелось бы скорее скрыть, чем рассказать. И эти письма лежали, я боялась их открывать. Дед сидел. Дедушка с бабушкой разошлись. Деда никогда не упоминали. Я его видела один раз в жизни, когда он возвращался из сталинских лагерей в 55 году. Он был один раз у нас дома. Мне было 12 лет. И вот, собственно говоря, все. А потом он умер. Очень быстро он умер после освобождения.
 
И вот, наконец, когда уже был 2011 год, я поняла, что уже сто лет прошло, а мои дети уже точно выбросят на помойку старые письма эти. И я их расшифровала, стала читать. И здесь, надо сказать, сошлись две вот эти линии – мой восторг перед наукой и как раскрывается этот текст человека и мое столкновение с дедом, который оказался, то есть я оказалась безумно на него похожей, только с той разницей, что он, конечно, был гораздо более одаренный человек. Ну, даже вот в таких, что называется, мемах, в привычках, таких физических. Скажем, ну, я всю свою жизнь, сознательную, пишу списки книг, которые мне надо прочитать. 1, 2, 3, 4, 5. Я каждое утро смотрю, что у меня на сегодняшний день. И вот эти списочки 1, 2, 3, 4, 5, я с ними живу десятилетиями. Это делал мой дед. Когда я это увидела, я чуть не заплакала.
 
Значит, потом я стала читать его письма. Они совершенно не были бытовыми письмами, к которым мы привыкли, в общем. А уж тем более они не были похожи на ту переписку, которую мы с вами сегодня ведем интернетную, где ошибка считается допустимой. Ты же не проверяешь свой текст. Это нечто совсем другое. Это другой жанр. Он переписывается сначала с невестой, потом с женой. А потом переписка прерывается, потому что в 1936 году бабушка с ним развелась заочным разводом. Это было страшно. Я всего не узнала. Я очень многих вещей не узнала, потому что никто мне уже об этом не расскажет. Если бы бабушка была жива, вряд ли она бы мне рассказала. К тому же у меня не было задачи писать свою семейную хронику, это позволило мне немножко отстраниться от этих конкретных людей, которых я одного видела, а бабушка знала достаточно хорошо. И, в общем, я написала книжку.
 
Это не воспоминания, это, скорее, такой роман по мотивам. Мотив, конечно, сильный был очень. И вот этот вот перекресток, когда я начала понимать, как много я от них получила: физически, обороты речи, интересы, то, как… я не знаю. До смешного, но, наверное, это самое смешное.
 
Дело в том, что мой дед кроме коммерческого института, сейчас бы он назывался экономическим, он закончил консерваторию, теоретическое отделение. Дело в том, что отец его, человек практичный, разрешил ему учиться музыке только при условии, что он хорошее образование будет иметь. Тогда играй в свободное время, но должно быть такое очное, реальное образование. И поэтому он получил два образования. Учился одновременно и там, и там. И, значит, в какой-то момент в какой-то книжке у него маленькое открытие относительно темперированности рояля, октавы, переходы, диссонанс, ассонанс. И я читаю этот текст и понимаю, что это то, чем гложет мозг мой сын Петя, который джазовый музыкант и который — вот эти темы временных последовательностей музыки, его они, тоже что-то там он ковыряет. Моя подруга, может даже в какой-то мере знает. Она тоже человек нашего круга. Оля Шнитке-Мейерсон. Она мало того что жена отца Михаила Мейерсона-Аксенова, так она еще племянница Шнитке, музыкант. Мало того что она профессор Джорджтаунсовского университета, она еще и музыкант. И вот она мне, значит, пишет: «Там что-то неправильно с этой темперацией. Неправильно». Я, значит, занервничала – книжка-то уже опубликована, а там неправильно. Я посылаю этот фрагмент моему приятелю, с которым мы сейчас написали оперу. Вскорости она появится. И я пишу ему: «Алеш, вот эта фраза – правильна она или неправильна?». Он мне немедленно отвечает: «Знаешь, дело в том, что у нас рояли все сейчас темперированные, а вот фраза имеет отношение к тем инструментам, которые тогда были не темперированные, поэтому сползала немножко октава. Это гениальная мысль, — пишет он. – Только сегодня это не имеет значения, потому что инструменты другие». И я просто была счастлива, совершенно счастлива.
 
И вот снова, вот эта самая нота. Понимаете, вот она, вот она эта нота. То, что было интересно моему деду, интересно моему сыну. Я его видела один раз, а уж тот никогда его не видел и узнал о его существовании сравнительно недавно. У меня висит на стене его последняя тюремная фотография: профиль-анфас. Знаменитая эта модель, последняя тюремная фотография. А тогда, когда они росли, о нем, вообще, и речи не было, об этом дедушке. Поэтому вот это ощущение меня просто перевернуло. А что, собственно говоря, есть я, вот я – Люся Улицкая? Что есть я? Если это от дедушки, это от бабушки, это от мамы, это от папы. А это, на самом деле, очень интересный вопрос. Он меня сильно волнует. И он чрезвычайно острый. Можно, конечно, об этом не задумываться. В общем, я, если принять во внимание все то, что мы знаем о наших близких, это очень маленькая вещичка. Это очень маленькая вещь, очень условная. Какой-то очень маленький пузырек в большом пространстве личности, человека, скажем. Это, конечно, вопрос, который я могу только задать. Ответить я на него не могу.
Book_Ulitskaya.1000x1300w

— Может быть, это и есть душа?

— Может быть. И это один из главных вопросов. Вот что меня на самом деле безумно волновало, когда я этот роман писала. Мы вообще, конечно, обливались слезами и дико нервничали, было очень трудно. Абсолютно изматывающее занятие. Но, тем не менее, я его написала. Письма, которые в этом романе в большом количестве цитируются, в большой степени подлинные. Некоторые немножко согнутые. По-моему, один или два, ну, несколько текстов написаны мною в силу того, что некоторые вещи я не знала, некоторые вещи я придумала, некоторые проходы я конструировала. Ну, я как автор считаю, что я могла себе это позволить.

Вот такая вот история произошла. Для меня она была чрезвычайно, чрезвычайно таким важным жизненным этапом, после чего я сказала, вероятно, в очередной раз, что я больше не буду ничего писать, что я все написала, больше не о чем. Но какая-то работенка тут, так сказать, царапается. Но, конечно, уже такого романа не будет. Все, я уже, по-моему, на пределе.

— Возможно, немножечко забвения тоже полезно. Вы один из хранителей памяти о нашем прошлом. Как вы считаете, может быть прошлое мешает развиваться? Шагнуть в будущее? Возможно, немножечко забвения тоже полезно?

— Вы знаете, мне кажется, что это, как в физике волновая и корпускулярная теория. Они, как бы, друг друга исключают. В одной из систем свет описывается как феномен с помощью этих двух теорий. И как бы они ни были противоречивы, свет описывается и тем, и другим образом. Я думаю, в нашей стране мы еще не дошли до той точки, чтобы можно было сказать, что память нам мешает. Я не могу себе представить культуры, в которых память как бы ограничивает, обращает назад, привязывает людей к прошлому. У нас как раз вытеснен довольно большой кусок памяти осознанно. По многим причинам. Вы все их знаете. Это то, что меня так мучило, когда я книжку писала.

И должна вам сказать, что у меня есть еще один эпизод, когда я была в начале 70-х годов в Средней Азии и разговаривала с каким-то стариком из аула, мусульманином. И он сказал: «У нас, если человек не знает семи предков позади себя – это все равно что бездомный». И вот я подумала и начала считать, сколько я знаю: ага, вот у нас в доме имеется фотография отца моего прадеда, и дальше уже ничего не известно. Он участвовал в Крымской компании. Еврейский мальчик, которого в 11 лет забрали из дома в военную школу. А потом, через 20 лет, он снова начал носить кипу. И я не знаю, крестили его или не крестили, потому что обычай был такой, что крестили. Вот это пять поколений, так что я бездомная бродяжка. А пять поколений это немало, в общем-то. У нас очень мало семей, исключая людей знатных, у которых были какие-то документы, семейные исторические, у нас очень мало людей, которые знают имя своего прадеда, например, или его профессию. Ну, в лучшем случае, могут сказать: «Ну, мои родственники с Вологодской губернии».

Может быть, это причина тяжеловесность русской истории. Ее медлительный шаг, ее повторы бесконечные, которые мы отмечаем постоянно. А это писал Салтыков-Щедрин, уже тогда было известно, что это отсутствие памяти для нас, на самом деле, трагично. Может быть, для какой-то иной культуры, иной страны, иной цивилизации память оказывается тормозом. Но я не думаю, что это имеет отношение к нашей сегодняшней ситуации. Напротив.

 

 

 

 

2015-12-10T165534Z_1318806298_GF10000261292_RTRMADP_3_NOBEL-PRIZE-CEREMONY-pic410-410x230-65833

 

 

— Светлана Алексиевич в прошлом году получился Нобелевскую премию по литературе. Многие писали, что это Пулитцеровская премия должна быть, верно? Потому что книги Алексеевич нехудожественное произведение, а документальная проза. Как вам кажется, хорошо ли, когда стирается грань между документалистикой и художественным?

— Документалистика сейчас более востребованным, да. Что касается Нобелевской премии, это с первых же дней, когда это произошло, российских писателей кондратий хватил, потому что «я не хуже, а чего это дали Алексиевич?». А я открыла, посмотрела завещание Нобеля, и там черным по белому написано, что дается за научный прорыв и за, как это сказать, за гуманистические идеалы. Там нигде не сказано, что за прорыв в области литературы, там сказано — за гуманизм, за идеалы человеческие. Так что все в порядке. И я очень рада, потому что это какой-то новый вектор, показывающий, что миру интересна документалистика. В этом случае Нобелевский комитет отреагировал на интересы, потребности времени. И поэтому Светлана Алексиевич, которая совершенно уникальный писатель, получила свою Нобелевскую премию абсолютно заслуженно. Она совершила подвиг, в большей степени, как журналист, опросив тысячи людей, рассказав эту подлинную историю. Вот все эти истории про Чернобыль, болевые, мучительные точки, которые — и это тоже наша проблема – ничего недоговаривается до конца, и именно потому, что ничего недоговаривается до конца, оно все копится, копится, копится.

Понимаете, мы все сейчас с большим пиететом относимся к Горбачеву, но черт подери, запрет молчать шел из Кремля. Зачем из этого создавать тайну? Ну, вы знаете, о чем речь. Советский человек так устроен. Поэтому я говорю, что необходимо открывать, писать, говорить, потому что это так давно загнано в подсознание. И поэтому, конечно, надо говорить, конечно, надо вскрывать. Я так считаю. И поэтому с Нобелевской премией Алексиевич все в порядке. И вот это движение в сторону документа, ну, на самом деле оно стало явным, явным и заметным. Федор Михайлович Достоевский свои сюжеты тоже брал, как это теперь называется у нас суд, неправосудный…

 

— Басманный.

— О! Басманный суд. Басманный суд – это место, в которое — в такое же в свое время — ходил Федор Михайлович и записывал истории и потом производил, в общем, взорвавшие мир романы.

 

— Это хороший способ находить сюжет. Почем им сейчас никто не пользуется?

— Не знаю. Не знаю. Вопрос в высшей степени сложный. Оказывается, что так или иначе мы пришли к точке, когда реальная жизнь оказывается ярче, интереснее, чем то, что может придумать человек, писатель, сидящий на стуле. Поэтому обратите внимание, вот это самое интересное. Дело в том, что 30 лет назад, что мы все читали запоем, ну, кто не читал детективов? Мы все запоем читали фантастику, и это были самые важные книжки. Брэдбери, наши отечественные Стругацкие – это были чрезвычайно важные книги. Причем они интеллектуально развивали. Это было огромное интеллектуально богатство. Все, это время абсолютно закончилось, потому что мы уже живем в том будущем времени, которое конструировали писатели-фантасты совсем недавно. Нам сегодня фантазировать по поводу того, что будет через 30-50 лет даже не стоит, поскольку страшно. Поэтому это нормально. Это нормальная жизнь жанров. В конце концов, романа тоже когда-то не было, его придумали не так давно относительно. Так живет культура.

 

 

 

Марина Добровинская: «Мой конек водить людей туда, куда они сами не могут попасть»

Где взять сюжет книги?

Михаил Зыгарь: «Если тебе самому интересно писать, читателю интересно читать»

 

Обсуждение доступно только для авторизованных пользователей.