Блог / Мало информации – плохо. Много информации – тоже плохо

10.03.2016 Комментариев нет
photoforgephoto

Месяц назад или чуть больше я отрапортовала, что начала писать новую книгу – о том, как писать в жанре нон-фикшен. И даже опубликовала несколько кусочков будущих глав. Приходится признать, что с книгами каждый раз, как в первый. Мне удалось получить около десятка интервью – с Игорем Манном, Екатериной Миримановой, Арменом Петросяном, Михаилом Зыгарем, Борисом Карабановым и многими другими известными авторами, писателями и издателями. Но если вы следите за моим блогом, вы знаете, что я и интервью опубликовала далеко не все. Признаться, и с самим текстом работа идет куда медленнее, чем я рассчитывала. Объясню почему и что помогло мне начать писать каждый день.

 

На опыте знаю, избыток информации так же плохо влияет на автора, как и ее недостаток. Я столкнулась с этим сейчас на практике – так и пробуксовывала, больше месяца не могла начать системно и ежедневно работать над новой книгой. Если бы я писала статью, знаю мне помог разговор с редактором. Во время обсуждения, я рассказала, что в моей теме самое важное и мы бы нашли подходящий план для материала. Но сейчас у меня тонны информации. На толстенный том. И надо выбираться самостоятельно.

С этими мыслями я пять дней назад села ранним утром в самолет. Открыла блокнот и стала от руки записывать все, что приходило в голову. Я представляла, что ко мне на консультацию пришел автор, который запутался, потонул в собственных знаниях и опыте. Бесспорно, я предложила записать на бумаге все, что есть на тему будущей книги. То есть – составить план. Чем я тут же и занялась, не дожидаясь окончания полета. На фото то, что у меня получилось:

IMG_2524

 

 

Конечно, это рабочее содержание. Оно начало изменяться как только я стала переносить пункты в файл на компьютере:

 

Содержание

Подготовка

1 Мечта о книге.

2 Пятерка самых популярных отговорок авторов.

3 Может быть вам мешают страхи?

4 Зачем вам книга?

5 Как определить для себя тему?

6 В чем вы эксперт?

7 Плюсы и минусы соавторства.

8 В основе книги эксперимент.

9 Кому лучше снять фильм, сделать игру или портал.

10 Совам и жаворонкам.

11 Тайм-менеджмент для писателей.

12 Можно ли разбогатеть на гонорарах?

 

Работа над книгой

1 С чего начать.

2 Три способа сбора информации.

3 Работа с источниками.

4 Выбираем сюжет. А что это?

5 Какой жанр взять.

6 Неповторимый авторский стиль.

7 Способы работы над книгой (блоги и запись лекций).

8 Хитрости профессиональных писателей.

9 Зачем вам редактор и как его выбирать?

10 Источники вдохновения.

11 Программы для писателей.

12 Графическое оформление текста.

 

Полетели

1 Когда начинать рекламу книги?

2 Что писатель может получить от СМИ?

3 Блогеры.

4 Прямая реклама книги работает?

5 Почему автору нужна база подписчиков?

6 Социальные сети для писателей.

7 Любите своих читателей.

8 Что такое «платформа» автора и как ее собрать?

9 Нужен ли вам собственный сайт?

10 Презентации, встречи, тур по стране — вы готовы?

11 Работа с розничными сетями.

12 Как создается чувство сопричастности.

 

Издать

1 Возьмут ли вашу книгу традиционные издательства.

2 Самиздат.

3 Выпуск электронной книги.

4 Краудфандинг.

5 Предзаказ или книги по подписке.

6 Спонсорские книги.

7 Пиратство. Кто кого.

8 Обложка.

9 У кого брать рецензии?

10 Перевести и издать.

11 Практически даром. На что обменивать книгу?

12 Государственное регулирование. Да, и писателей оно тоже касается.

 

 

IMG_2526

 

 

План будет меняться дальше, но теперь у меня есть путеводная нить. Она поможет написать костяк книги, на который можно будет «навешивать» примеры и истории других авторов и издателей.

Теперь мне очевидно — я пишу не только о том, как написать книгу в жанре нон-фикшен. Я собираюсь охватить гораздо больше тем. В книге будет четыре раздела: подготовка к работе, сам процесс создания рукописи, «полетели» — о том, как превратить книгу в бестселлер и о выборе способов издания книжки. Причем я пока неуверена – стоит или нет поменять третий и четвертый раздел местами. Решу ближе к концу работы. Теперь, когда у меня есть опыт выпуска пять собственных книг и больше десяти чужих, раздел «полетели» я считаю едва ли не самым важным. Поскольку сегодня мало просто написать хорошую интересую книжку. То как автор представит свой труд читателям, промотирование книги так же важно для ее успеха, как выбор источников информации и форма подачи материала. Поэтому я раздумываю – может быть, вообще, стоит начать книгу с раздела «полетели»?

Пусть этот важный оформительский вопрос пока повисит в воздухе. Чтобы двигаться дальше и ежедневно писать, мне теперь надо выстроить согласно набросанному плану готовые куски текста. Резонно возникает новая дилема – где именно хранить рукопись? Как оформлять большие объемы текста, чтобы не путаться? Знаю, тема актуальная для многих авторов.

Мой компьютер ежедневно жалуется на то, что его диск заполнен. Облачные сервисы рекомендуют купить побольше пространства для хранения информации. Честно говоря, не знаю как у вас, я почему-то произвожу мегабиты файлов. Увы, у меня и в почте больше трех тысяч непрочитанных писем скопилось… Когда я вижу тысячу восемьсот фотографий в dropbox, меньше всего хочется их сортировать. Конечно, давно пора разобрать залежи сокровищ и от многих, повздыхав, избавиться. Раньше как-то руки не доходили. Все время ест что-то важное и горящее. Вероятно, теперь момент настал. Иначе мне не дописать этой книги и тогда можно даже не мечтать о новых проектах, которые я задумала.

 

 

photoforgephoto

 

 

 

Есть у авторов любопытная особенность – пока не отпишешь одну тему, не удается приступить к новой. Редкие писатели, как Екатерина Мириманова в состоянии работать над двумя-тремя книгами одновременно. И вести при этом семинары и вебинары. Восхищаюсь Катей, но сама так не могу. Кстати, только что написала ей письмо – спросила в чем хитрость.

Итак, пора определиться, где писать и хранить рукопись. Первой приходит идея работать в облачном google docs. Я даже создала документ и начала переносить в него пункты плана, но тут… выключился интернет. Мда, если вы, как и я часто перемещаетесь по миру, пишете в самолетах и поездах (на мой взгляд, транспорт идеальное место работы писателя), облачные сервисы не подойдут. Хотя там удобно будет разместить рукопись на последнем этапе работы – когда к ней приступят редакторы издательства. Чтобы не пересылать друг другу почтой огромный файл с правками.

Кстати, когда я помогаю другому автору, мы всегда загружаем тексты в google docs. Предварительно обсудив, кто каким цветом вносит правки, чтобы не запутаться. Удобно. Но на данном этапе мне нужна программа, которая не зависит от интернета и будет хранить текст на компьютере. И желательно, автоматически отправлять копии в облако. На всякий случай. Если в забуду комп на скамейке в парке, он поймает вирус или перевернется кофейник. Во всем, что касается рабочей информации, я крайне тревожна. Я даже интервью всегда записываю сразу на два диктофона на случай, если один из них даст сбой. Интервьюеры не дадут соврать.

Чем еще хорош способ письма, независящий от интернета? Тем, что у автора меньше причин отвлекаться. На социальные сети, звонок в скайпе, почту. Малкольм Гладуэлл, американский журналист и писатель признается, что большие тексты он всегда старается писать, отключив интернет. «Я отучил себя от интернета. – Рассказывает другой автор — Джордж Пелеканос. – Это было сложно – как бросить курить или принимать наркотики. Как только это получается, ты понимаешь, сколько времени ты тратил зря. Дети, собаки, шум – все это никогда не было для меня проблемой. Я никогда не писал книги в тиши».

 

photoforgephoto

 

Я много лет сидела в редакции между отделом спорта и преступности газеты «Коммерсантъ». С тех пор, могу писать в любом шуме. Главное – чтобы не было вторжений в мысли из срочных писем или сообщений друзей. Поэтому для работы выберу программу, которая работает без интернета. Вот только какую? Word надоел. Писать в нем так скучно и привычно, а хочется открывать файл и сразу же настраиваться на другой – книжный лад. Придется изучить какие программы для писателей существуют на рынке. Но об этом напишу в следующий раз.

PS

Пришел ответ от Миримановой. Катя пишет, что никакого идеального порядка, как я предположила, у нее тоже нет. «Просто текущие рабочие книги я вешаю на рабочий стол. Когда есть одно настроение, пишу одну книгу, другое – другую. Нужно запомнить последовательность глав, и тогда легко будет ориентироваться. Сначала я пишу частями, кусками, а когда выхожу на финишную прямую, работаю только с одной книгой».

 

photoforgephoto (1)

 

Почему мы откладываем работу над книгой

Деньги, признание, клиентов — что вам даст книга?

Первый шаг к книге

Как писать статью, если информации слишком много

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>