
Павел Мельников пошел учиться на поэта к Дмитрию Быкову и пишет нам потрясающие отчеты о впечатлениях
«Я предпочитаю… огорчать свою родину, …только бы ее не обманывать» П.Я.Чаадаев
10 дней, которые потрясли поэтический мир
— …Как я уже говорил, про любовь может написать любой идиот. От любви люди теряют фокус, это проявляется в совершенно неожиданных вещах, как говорила Наталья Фатеева – носки моих мужчин не пахли. А ненависть – это другое, ненависть – это зоркое дело, — начал Дмитрий Львович.
— …Это такие сестры — ревность и ненависть, — продолжал он. — Есть еще презрение, но, если презрение – это плохая история: ты как бы ставить себя выше того, кого презираешь. То в ненависти – ты видишь равного партнера в том, кого ненавидишь…
— …И как вам писалось про ненависть? Аааа, знаю, что тяжело. Да, хорошо, когда пишется, а когда надо написать стихотворение, а не пишется. Как тогда? Вот это самое сложное, это как секс без любви…
— Давайте послушаем, что вы понаписали, — Быков залихватски по-поэтически откинул голову и приготовился слушать.
В пробке под Кремлевским мостом.
Лето жара за тридцать.
В пробке стою у Кремля.
Мимо мигалка мчится,
Так что трясется земля.
Лето. Жара за тридцать.
Плавятся звезды Кремля.
Может быть чудо случится
И для обычных землян?
Буду пока что крепится,
Вспомню из йоги прием.
Помедитирую… Мчится
И не одна — а втроем.
Чувствую осатанелость,
Разум покинул меня.
Знаете, как захотелось
Стены пробить у Кремля?
— Катя, вот очень жизненная история. Жизнь, как пробка, — это про наше время, про нас, — отмечает Быков.
***
Насколько точно слово «пробка» передает смысл происходящих в современной России событий: корпоративное государство останавливает для обычного гражданина не только движение и отменяет действие правил дорожного движения, но и закрывает доступ к социальным лифтам и отменяет содержательное движение времени вперед. Замораживая время. Оставляя большинству право оставаться только в прошлом. Лишая их и всю страну будущего. Воруя время у современников и их детей в силу собственных корыстных мотивов. Мы, словно находимся в разрыве пространственно-временного континуума, и намертво стоим в этой длительной «временной пробке».
Поэзия, будучи искренним отражением действительности, не может пройти мимо таких фактов, как выпадание целой страны из мирового времени и не следование вектору прогрессивного развития нации. Поэты тонко чувствуют настоящее и передают доступными им художественными средствами.
***
Екатерина Лайтер пишет стихи с детства, с 6 лет. Ей нравится фантазировать, придумывать истории и облекать их в форму рассказов или стихов. Катя закончила юрфак МГУ, но работать по юридической специальности не стала. Будучи мамой двух девочек, Катя успевает еще и писать статьи для журнала о стиле жизни Veter Magazine, вести рубрику «Неизведанная Россия» на сайте о современных семьях the-pled.ru и рубрику «Беседка» на сайте о вдохновении soul-sisters.ru, а также ведет блог о культуре в Instagram.
— Я пишу стихи — потому что это моя потребность. Иногда строчки сами приходят ко мне, и я их записываю. Когда пишешь стихи или прозу — ощущаешь себя в некоторой степени творцом. Это очень счастливые моменты! – восклицает Катя.
***
Далее Кирилл Кучинский представил следующий уровень погружения в тему ненависти:
Однажды летом, когда жара пристыдила термометры до пунцовых щёк,
когда из переспевших плодов ночного неба сочился мглистый сок,
мне приснился сон болезненного, странного свойства:
я сидел в квартире и в разгар моего земного тления
кто-то постучался в дверь. Я открыл. Он представился, извинился за беспокойство
и жидким мышиным голосом сказал, что проводит ненависть населения.
«Кирилл Николаевич, нам, подлунным тварям, присущи гнев
и обиды, поскольку нас запихали в этот изгнивший хлев,
который кто-то обозвал жизнью и приказал в нём сопеть и плясать.
Вам двадцать лет, это пора тоски, разочарований и обид.
И потому я попрошу вас как можно более предвзято мне сказать
о том, из-за чего на этом свете у вас в грудине ненависть кипит?»
Когда последний слог его вопроса
раздался эхом у меня в ушах,
и свет в подъезде маслом купоросным
разлился сонно на моих вещах,
я растерялся, не сказав ни слова.
Я лишь смотрел ему в бесцветное лицо.
Тогда он помолчал со мной и снова
стал стягивать мой ум в своё кольцо.
«Кирилл Николаевич, может, любовь безответная является поводом
ненавидеть человека? Не считаете такой вопросик доводом
в пользу моей правоты? Подумайте, стало быть, сами:
кто-то отвергает ваши лучшие чувства, а вам — страдать.
И вот вы лежите на полу, раздираемый внутричерепными голосами,
скрученный в калач, и клеймите сквозь слёзы такую-то мать?
Всё ещё нет? Чего же вы молчите, ей богу, как окунь речной?
Или нет у вас доводов для полноценной беседы со мной?
Должны быть причины для вас, как для всех, ненавидеть людей.
Замаринованы их души в грехе изначально. Дальше – хуже.
А вы накрылись по веки одеялом вшивых, высокопарных идей
и отрастили себе двуличие. Так скажите правду! Ну-же!
Признаться, стало трудно мне терпеть
напор в его словах, и я ответил:
«Я не намерен слушать эту бредь!»
И тут же как проснулся – не заметил.
Я не забуду сна того вовек,
но отчего всего я больше ужаснулся:
тот переписчик, жуткий человек, —
он не исчез, хоть я давно проснулся.
— Блеск, Кирилл, здесь налицо, словно диалог с дьяволом! — налету схватывает Быков.
***
Богатый опыт поэтического слушания Дмитрия Львовича позволяет ему быстро проникать в суть новых стихотворений, для меня же глубина произведения Кирилла открылась только после повторного прочтения уже печатного текста.
Для меня в нем ясно звучит поэтическая аллюзия с тем, с чем сталкивается большая часть российского населения, когда телевидение, заставляет их поверить в искусственно созданные конструкции пропаганды. Телевидение, таким образом, «проводит ненависть населения», то есть делает прививку с вакциной ненависти: «должны быть причины для вас, как для всех, ненавидеть людей». А социологические службы далее замеряют, насколько сильно сограждане воспылали ненавистью к конкретным людям, а то и целым нациям и странам.
И вновь поэзия, словно увеличительное стекло, выдает нам неутешительный слепок с настоящего.
***
Кириллу 20 лет, родился во Владивостоке, пару лет отучился в медицинском вузе, а год назад переехал в Москву и сейчас перешел на второй курс сценарного факультета во ВГИКе (Всероссийский государственный институт кинематографии).
— Стихи меня побуждают писать самые разные мотивы: иногда терапевтическая необходимость, при которой раздирающая изнутри тревога растворяется в добросовестной кислоте удачно скомпонованных слов; иногда обдуманная и процеженная через сито критического мышления процедура обуздания собственной воспалённой памяти. Но всегда, абсолютно всегда, — это мотив художественного восторга, доводящего до силлабо-тонического опьянения, – сказал Кирилл, а визуально его откровение похоже на выпадающие на стол неоконченные сценарии фильмов перемешанные с рулонами кинопленки.
***
— Ненависть способствует точности взгляда. Помните, пикировку Пушкина и Толстого-Американца? – вопрошал Быков. — Пушкин уличил графа в нечестной игре, а Толстой затаил обиду и во время ссылки Пушкина распустил слух, что того высекли в третьем отделении тайной канцелярии. Дело шло к дуэли, но ограничились они лишь меткими взаимными эпиграммами. Пушкинская была предельно точной и хлесткой.
В жизни мрачной и презренной
Был он долго погружен.
Долго все концы вселенной
Осквернял развратом он,
Но, исправясь понемногу,
Он загладил свой позор
И теперь он, слава богу,
Только что картежный вор.
***
Обычно встречи поэтической мастерской проходили в детской библиотеке, но однажды мы встретились в другом месте и к Дмитрию Львовичу подошла девушка лет 27 и попросила сделать совместное фото на ее телефон.
— Вы видите, что пропаганда не работает? – поинтересовался наш «научный руководитель» после фотосессии.
— Почему же? – классически избегая ответа, парировали мы.
— Потому что, если бы работала, она должна была подойти и дать мне по лицу. А вместо этого просит, чтобы мы сфотографировались вместе. Поэтому и не работает! – с удовольствием сказал он. – А напишите домашнее стихотворение про родину, вот будет любопытно!
Продолжение следует…
Люди не деревья
Смелость быть собой
[…] на поэта к Дмитрию Быкову и пишет нам потрясающие отчеты о […]