
Павел Мельников пошел учиться на поэта к Дмитрию Быкову и пишет нам потрясающие отчеты о впечатлениях.
– Сегодня я решил дать самое сложное задание, экстрасложное и чисто техническое, — начал Дмитрий Львович с верхнего до.
– Интеллектуально вы все уже готовы писать хорошие стихи, потому что понимаете проблему. Вы можете ее сформулировать. Вы не всегда готовы ее решить: не всегда можете написать про Россию, но все про нее уже понимаете. Дальше нам нужны чисто технические приемы, нам нужно научиться выражать свои мысли кратко и бегло, поэтому сегодня я даю нечеловеческой сложности задание: стихами изложить анекдот! – разгонялся Быков.
– Любой? Про русского, француза и англичанина? Тот самый момент, когда забыл все анекдоты…
– недоуменно заохали молодые поэты.
– Я знаю только один, нет, два! удачных изложения анекдотов в стихах, — продолжал маэстро, — один у Пушкина:
От всенощной вечор идя домой,
Антипьевна с Марфушкою бранилась;
Антипьевна отменно горячилась.
«Постой, — кричит, — управлюсь я с тобой;
Ты думаешь, что я уж позабыла
Ту ночь, когда, забравшись в уголок,
Ты с крестником Ванюшкою шалила?
Постой, о всем узнает муженек!»
— Тебе ль грозить! — Марфушка отвечает:
Ванюша — что? Ведь он еще дитя;
А сват Трофим, который у тебя
И день и ночь? Весь город это знает.
Молчи ж, кума; и ты, как я, грешна,
А всякого словами разобидишь;
В чужой <глазу> соломинку ты видишь,
А у себя не видишь и бревна!
– Второе – у Кушнера. Он странный поэт, у него есть чувство юмора, что довольно редкое явление в русской поэзии:
Анекдот. Открывается дверь,
Входит смерть, вот такого росточка.
Очень острую держит, поверь,
Косу, вся — не крупней ноготочка
Твоего. В капюшончике. Что ж,
Умереть? Я готов: от злодейки
Все равно никуда не уйдешь.
— Извини, я к твоей канарейке.
– Давайте попробуем изложить анекдот. Тут две задачи: первая — вспомнить смешной анекдот, с языковой пуантой, с перчинкой, то есть вербальный, и вторая – изложить его в стихах. Кстати, кто-нибудь обратил внимание почему большинство анекдотов о Штирлице — это именно анекдоты вербальные, с каламбуром? Например, ‘гестаповцы ставили машину на попа. Бедняга пастор, подумал Штирлиц’. Или тот, который мне больше всего нравится, – ‘Штирлиц порол чушь. Чушь сладострастно визжала!’ Почему это вербальные анекдоты, хотя книга написана абсолютно серым картонным суконным языком? – вопрошал, не унимаясь, наш лектор, и не дожидаясь нашего ответа, предложил свою версию, очевидно выношенную и сформулированную в результате долгих раздумий над судьбами русской литературы, – Штирлиц – это продолжение Бендера, Штирлиц – это Бендер, которому удалось добраться до Аргентины. Тип героя тот же самый и мы жаждем видеть в нем Бендера.
– Итак, перед смертью у самурая, когда он совершает сэппуку, остается не так много времени, и он еще должен написать прощальное стихотворение, поэтому больше 15 минут давать на стих вообще позорно. 15 минут! – отрезал Быков.
После короткого затишья мастер сам прервал молчание и прочитал только что написанные свои стихи:
Матерился филин в ельнике
А енот, медведь и рысь.
Так сказать – друзья-подельники,
Говорят, не матерись.
Тут в лесу мораль усилена
И решил звериный сход
Перья выщипать у филина,
Если что произнесет.
Им зверям свобода по хрену
И запуганный изгой
На суку сидит нахохленный:
День молчит, молчит другой.
Лес шумит, бушует парусно,
Филин ухнул в тишине,
А потом как крикнет яростно
<На фиг> ваши перья мне!
Далее Марата Хазиев повеселил всех не менее известным анекдотом:
Взалкал голодный император
Откушать плоти, Солнцеликий.
Спросил в кафе администратор:
«А как же овощи, великий?»
– А овощи, мои любезные,
Отнюдь не вегетарианцы.
Им мясо, как и мне полезно.
– За мной мои, преторианцы!
Марат победил в конкурсе при поступлении в летнюю мастерскую, сочинив лучший центон (стихотворение, целиком составленное из известных строк других стихотворений), а сам приехал из Татарстана. По первому образованию Марат — методист по физкультуре и спорту, стихи сочиняет с 10 лет. Рассказал, что пишет стихи для того, «чтобы доказать, что поэзия, — кроме того, что «математика» и возможность переплести умные слова и оригинальные мысли, — это ещё и музыкальное дыхание и дыхание музыки».
И я тоже решил прочитать стихотворение про Штирлица написанное тут же:
Штирлиц открыл на планшете, как водится.
Карты, стакан, самогон, партбилет.
Сильно рвало его прямо на родину,
Как в первый раз, как в четырнадцать лет.
— Талантливо! – воскликнул Дмитрий Львович.
***
Пишу стихи с 13 лет. Закончил факультет управления Таможенной академии, при этом бОльшую часть жизни занимаюсь коммуникациями. Сейчас работаю консультантом по связям с госорганами.
Для меня стихи это наиболее приближенные к музыке текстовые произведения в силу присутствия в них ритма и внутренней динамики. Именно они передают не только смыслы, но и настроение. Чаще всего стихи рождаются, когда я переживаю эмоциональный подъем, эйфорию – это может быть длящееся состояние, например, когда влюбляешься. На волне эмоций я могу полночи писать или проснуться в 5 утра и написать стихотворение.
Если подложить медаль под листок бумаги и карандашом нетвердою рукою заштриховать ее, тогда на бумаге появляются ее круглые очертания и текст, вот так же и в стихах для меня, сквозь рифмы и ритм проявляются смыслы, ценности, эмоции, облеченные в слова. И это прекрасная возможность поделиться с миром смыслами, ценностями и эмоциями и вступить с ним в диалог.
Запишись на курс «Писать легко»
Победить страх творить
[…] День 4: Написать анекдот в стихах http://olgasolomatina.ru/urok-u-dmitriya-bykova-den-4-anekdoty-v-stihah/ […]